— Кирилл Сергеевич, какие признаки указывают на то, что ребёнок стал жертвой школьного буллинга?
— У ребёнка, который подвергается преследованию, наблюдается подавленное, угрюмое настроение до и/или после посещения школы, повышенная тревожность, пугливость, замкнутость, общение со сверстниками ограничивается онлайн-пространством, а в реальной жизни контакты минимальны или вовсе отсутствуют. Кроме того, ребёнок проявляет нежелание ходить в школу вплоть до полного отказа от посещения занятий.
— Что в этом случае делать родителям?
— В первую очередь, оказать поддержку ребёнку, внимательно выслушать, отнестись серьёзно к его переживаниям. Нельзя преуменьшать значимость проблемы, обвинять сына или дочь в происходящем. Ни в коем случае не отворачивайтесь, не говорите: «Сам разберёшься», ведь если ребёнок обратился к вам, значит сам он уже не справляется. Предлагайте возможные варианты действий — как реагировать на провокации, как защитить себя, как заручиться поддержкой в коллективе, и совместно обсуждайте эти поведенческие модели. Уместно будет побеседовать с классным руководителем на тему враждебной обстановки в классе. Важно также привлечь школьного педагога-психолога к работе с жертвой буллинга и теми ребятами, которые проявляют агрессию.
— Как предотвратить буллинг в школе или другом месте?
— Создание благоприятного психологического климата в учебном учреждении — задача администрации и сотрудников. Если взрослые позволяют себе оскорбительные и уничижительные действия в адрес учащихся, то впоследствии дети могут начать срывать злость на тех, кто слабее. Это касается и обстановки в семье. Профилактика травли представляет собой системную работу с учащимися (организация мероприятий, подразумевающих кооперацию и сотрудничество детей, работа с группой риска, с детьми с девиантным поведением), устранение последствий выгорания учителей как основного фактора непрофессионализма, привлечение педагога-психолога и социального педагога к работе с семьями трудных детей, при необходимости — перенаправление в специализированные центры, оказывающие социально-медико-психологическую помощь несовершеннолетним.
— Какие навыки вы порекомендуете родителям развивать у детей, чтобы найти точку опоры в ситуации конфликта?
— Необходимо развивать ассертивные навыки — способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не ущемляя права окружающих. Ассертивный человек осознаёт и умеет выражать свои чувства, желания, может постоять за свои ценности, при этом комфортно чувствует себя в общении с другими. Важно развивать коммуникативные способности и навыки поведения в конфликте, умение конструктивно выражать агрессию. Кроме того, важно уметь преодолевать стресс, справляться с негативными эмоциями безвредным способом.
— Какие последствия может иметь буллинг для психического здоровья ребёнка?
— Психологическими последствиями притеснения являются неуверенность в себе, ухудшение успеваемости, сниженная самооценка, страхи, подавленная обида и злость, переживание беспомощности, развитие тревожных и депрессивных состояний, социальная изоляция, пассивная жизненная позиция, суицидальные настроения.
— Обсуждая буллинг, мы, как правило, концентрируемся на жертве. А как быть с агрессором? Есть шанс изменить его модель поведения?
— Дети, которые проявляют немотивированную агрессию, заслуживают не меньше сочувствия, чем жертвы этих нападок. Они где-то научились подобной модели отношений, когда допустимо срывать свою злость на том, кто заведомо не равен по силе. Это могут быть конфликтные, напряжённые взаимоотношения между разными членами семьи или суровая родительская дисциплина. Значительные перемены в жизни (развод, потеря родственника, переезд, рождение брата или сестры) также способствуют нарастанию негативных переживаний у ребёнка и потребностью их куда-то выплеснуть. Работа специалистов должна быть направлена на выяснение и проработку причин агрессивного поведения.
— В буллинге есть и третья сторона — свидетели травли. Что посоветуете им? Может ли наблюдатель получить психологическую травму?
— Важно выяснить, как это на него влияет. Ребёнок может отстраняться, чтобы не вовлекаться в конфликт. Впечатлительные дети могут испытывать страх от перспективы стать мишенью для издевательств. У некоторых возникает стыд и чувство вины, что не вмешались и не помогли товарищу в беде. В зависимости от переживаний ребёнка специалист подскажет, как оказать ему поддержку, как грамотно поступить в той или иной ситуации.
— Какие роли могут играть родители и учителя в предотвращении буллинга и помощи детям, которые в нём участвуют?
— Родители и учителя в идеале должны сотрудничать друг с другом в разрешении проблем школьников. Такая модель взаимоотношений служит хорошим образцом для детей, учит их работать в команде, а не враждовать. Нужно занимать активную позицию, ведь вмешательство взрослых в сложной ситуации даёт ребёнку чувство защищённости, успокоения, надежды. Безразличие и пассивность, напротив, вызывают недоверие к людям и чувство одиночества. Лучше предлагать помощь ребёнку при первых признаках неблагополучия, чем ждать, пока ситуация выйдет из-под контроля.
— Какие стратегии можно использовать при общении с ребёнком на тему буллинга и его последствий?
— Всё просто: поможет искренний интерес к жизни ребёнка, внимание к качеству его отношений со сверстниками, к событиям прошедшего дня. Можно рассказать о недопустимости таких действий, как распускание слухов, оскорбления, угрозы, обвинения, толчки, удары, кража и порча личных вещей. Договориться, что он будет сообщать родителям о подобных случаях.
— Какие ресурсы и организации помогут родителям и детям, которые столкнулись с проблемами буллинга?
— В качестве экстренной и доступной помощи можно обратиться к специалистам Областного круглосуточного анонимного телефона доверия и психологической помощи для детей, подростков и родителей 8-800-300-83-83. В Екатеринбурге есть Центр социально-психологической помощи детям и молодёжи «Форпост», любой ребёнок, проживающий в нашем городе, может позвонить по телефону доверия для детей и подростков: (343) 385-73-83.
Можно также обратиться за очной консультацией к специалистам в екатеринбургский Центр психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог», Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо», в Областной центр психологической поддержки детей и подростков Свердловской областной клинической психиатрической больницы.