Свердловский областной центр профилактики и борьбы со СПИД, Ксения Гоголева
Недаром классик утверждал, что опыт — сын ошибок трудных. В медицине такие ошибки способны привести к гибели множества людей, положив начало цепи трагедий. Об одном из подобных происшествий рассказывает увлекательный российский сериал «Нулевой пациент», события которого разворачиваются вокруг вспышки ВИЧ-инфекции в детской больнице Элисты в 1988 году. Экранизация основана на реальных событиях, когда из-за медицинской ошибки 75 детей и несколько взрослых получили ВИЧ-инфекцию в детской больнице Калмыцкой АССР. Может ли эта история повториться в наши дни? К счастью, нет. Почему? Разбираемся вместе с медиками Центра СПИДа.
Как известно, вирус иммунодефицита человека был открыт в 1983 году. По прошествии пяти лет врачи не так много знали о новом заболевании. При первом подозрении на вспышку инфекции в больничных стенах Элисты туда была направлена комиссия эпидемиологов из Москвы для детального расследования. Эксперты обследовали на ВИЧ тысячи жителей и составляли схемы контактов, чтобы выявить нулевого пациента — того, кто положил начало инфицированию.
Этим человеком оказался мужчина, несколько лет назад проходивший службу в Конго. Там он вступил в близкие отношения с местной жительницей, которая передала партнёру ВИЧ. Вернувшись, мужчина женился, заразил вирусом супругу, а она, в свою очередь, — малыша, который скончался в Элистинской больнице в раннем возрасте по причине тяжёлого прогрессирования ВИЧ-инфекции. Именно так произошел занос вируса в больницу.
Эпидемиологам быстро стало понятно, что причина распространения ВИЧ-инфекции кроется в использовании шприцев без достаточной дезинфекции. На самом деле ВИЧ является нестойким вирусом и погибает при обработке медицинского инструмента, но в те годы шприцы и иглы были многоразовыми, порой их не хватало, как и времени на качественную стерилизацию.
Эта вспышка ВИЧ-инфекции стала первой и единственной. Элистинская трагедия дала невероятный эпидемиологический опыт, который позволил обеспечить инфекционную безопасность современных клиник.
На сегодняшний день всё оборудование для инъекций и других манипуляций является одноразовым, что полностью исключает передачу инфекций от пациента пациенту. При использовании многоразового оборудования для более сложных процедур используется строгий протокол обеззараживания. Кроме этого, сейчас у больниц есть возможность проводить тщательную обработку инструментария при достаточном его количестве благодаря национальному проекту «Здравоохранение».
Служба крови также базируется на принципах строгой инфекционной безопасности. Кровь, которую сдают доноры, проходит обязательную карантинизацию и только при повторном обследовании донора и отрицательном результате проб на наличие инфекций переливается реципиенту. Компоненты крови, которые нельзя хранить долго, очищают специальными фильтрами и подвергают инфекционной инактивации.
«Ошибка прошлого стала уроком для медиков. Сегодня больницы безопасны, здесь делается всё необходимое для борьбы с возбудителями различных заболеваний. В XXI веке ВИЧ-инфекция — это проблема ответственности человека в личной жизни. Очень надеюсь, что со временем мы все научимся беречь себя, а специалисты нашего Центра всегда готовы помочь и ответить на вопросы о ВИЧ-инфекции», — подчеркнула главный врач Центра СПИДа Анжелика Подымова.