Областной клинический медицинский центр фтизиопульмонологии и инфекционных заболеваний, Татьяна Уварова
7 июля торакальные хирурги всего мира отмечают свой профессиональный праздник. Торакальная хирургия Среднего Урала имеет богатую историю, ведь это направление зародилось ещё в начале 40-х годов XX века. Уральская школа торакальной хирургии основана профессором Михаилом Шулутко, благодаря которому в регионе и сегодня работает немало именитых хирургов.
В Областном клиническом медицинском центре фтизиопульмонологии и инфекционных заболеваний (ОКМЦ ФИЗ) сегодня трудятся 11 торакальных хирургов, которые ежегодно выполняют более 800 операций на органах грудной клетки, проводят тысячи консультаций для пациентов.
В честь профессионального праздника наш рассказ посвящается врачам разных поколений, которые выбрали для себя эту интересную профессию.
«Чувствую себя причастным к уральской школе торакальной хирургии»
Игорь Мотус — доктор медицинских наук, профессор, главный внештатный торакальный хирург министерства здравоохранения Свердловской области, заведующий лабораторией инвазивных технологий УНИИФ – филиала НМИЦ ФПИ министерства здравоохранения России.
«Чтобы хирург состоялся и уверенно начал чувствовать себя в профессии, необходимо как минимум семь лет практики, не меньше. Это показывает и опыт зарубежных врачей, и отечественных», — говорит Игорь Мотус.
Педагогический процесс у Игоря Яковлевича идёт неотрывно от лечебного. По его мнению, преемственность и наставничество играют важную роль в подготовке кадров для здравоохранения.
«Раньше в ординатуру мы принимали тех ребят, которых знали ещё со студенческой скамьи. Сегодня всё по-другому: мы работаем с уже поступившими в ординатуру начинающими специалистами, и в процессе обучения видим, кто из них на что способен. Талантливых ребят много, и сейчас молодёжь охотно идёт и в торакальную хирургию, и во фтизиатрию, и в пульмонологию. Такого притока, например, в 90-е годы не было. Уверен, современная молодёжь — грамотная и толковая, из неё может выйти новое поколение талантливых врачей», — рассказывает Игорь Мотус.
Сам профессор ещё на третьем курсе мединститута встал за операционный стол. В те времена лучшим студентам разрешалось ассистировать под присмотром опытных наставников. Сегодня своим студентам профессор, прежде всего, советует глубже изучать анатомию, посещать как можно больше операций, консилиумов, обязательно задавать вопросы, в профессии быть пытливыми и увлечёнными.
«Чувствую себя причастным к уральской школе торакальной хирургии, которую знают и ценят в России», — говорит Игорь Мотус.
За свою почти полувековую практику и научную деятельность Игорь Яковлевич написал и опубликовал более 150 научных работ. Он консультирует сложных пациентов, преподаёт в аспирантуре и ординатуре, под его руководством молодые учёные пишут и защищают диссертации. На вопрос, как всё успевает, отвечает лаконично: ежедневное планирование своего времени. Чтобы поддерживать хорошую физическую форму, врач предпочитает ходить пешком, летом совершает велопрогулки, походы, сплавы по рекам, зимой участвует в лыжных марафонах.
«В торакальной хирургии важно все!»
Антон Неретин, врач–торакальный хирург ОКМЦ ФИЗ, кандидат медицинских наук, врач высшей категории, стаж работы 26 лет.
«Торакальная хирургия — одно из самых сложнейших направлений в хирургии. Любая операция по-своему уникальна и необычна: всё зависит от пациента, стадии заболевания, скорости принятия решения в определении диагноза. В понедельник, например, восстанавливали просвет трахеи, оперировал профессор Мотус, я ассистировал. Восстановили. Удалили поражённый сегмент. Пациент «ожил» на глазах, а ведь пришёл с тяжелейшей одышкой, не мог даже на второй этаж подняться; сейчас с лёгкостью передвигается по отделению», — рассказывает хирург.
Антон Викторович пришёл в ОКМЦ ФИЗ (тогда противотуберкулёзный диспансер) в 1996 году, работал под руководством профессора Михаила Львовича Шулутко — основателя уральской школы торакальных хирургов.
«Меня приняли в интернатуру, а после её окончания оставили работать в клинике. Видимо, я внушил им доверие. Профессор у нас очень строгий был, но хорошо понимал людей, словно чувствовал их», — рассказывает Антон Неретин.
В торакальную хирургию уральца когда-то привела сама судьба: однажды во время его дежурства в 24-й городской больнице, во время практики на четвёртом курсе мединститута, в неотложку привезли женщину с травмой грудной клетки — тогда будущий врач Антон Неретин и почувствовал, что хочет заниматься именно торакальной хирургией. Спустя годы он наработал большой опыт и теперь является одним из ведущих хирургов в ОКМЦ ФИЗ: проводит операции различных уровней сложности: от дренажирования плевральных полостей при пневмотораксах до удаления лёгкого и новообразований средостения и так далее.
Операции в отделении, в основном, плановые, но случаются и исключения. Недавно оперировали женщину, которую на производстве придавило вагонеткой, в результате — разрыв плевры правого лёгкого. Пациентку экстренно прооперировали и спасли ей жизнь.
Антон Неретин говорит о том, что основная масса «лёгочных» пациентов — злостные курильщики «со стажем», и 90% заболеваний лёгких связаны именно с курением. Подтверждает, что лёгкие у таких пациентов действительно чёрные, «угольного» цвета. Чем больше стаж курения, тем тяжелее заболевание, тяжелее идёт операция, и как следствие, дольше длится послеоперационный период и восстановление.
«Испытываю гордость за каждую проведённую операцию»
Егор Маркин, врач, торакальный хирург, первый год работы после ординатуры.
Он с детства знал, что пойдёт в медицину, хотел стать именно хирургом. В семье сложилась династия врачей: дед и отец посвятили хирургии по 40-60 лет жизни, оба руководили отделениями в своих больницах. Бабушка 30 лет проработала в скорой помощи.
«Поступил в ординатуру по специальности «торакальная хирургия» и ни разу о выборе не пожалел», — говорит Егор Маркин.
После ординатуры, которую Егор Маркин проходил на базе ОКМЦ ФИЗ, он остался в коллективе, к которому привык и с которым хорошо сработался. Намерен, конечно, дальше развиваться в профессии. Врач активно практикует, ассистирует на операциях, проводит открытые биопсии лёгкого, биопсии плевры, сегментарные резекции.
«Поначалу было непросто: на каждую операцию настраивался, держал в голове её ход. Испытывал небольшой мандраж, но понимал, что рядом — опытные коллеги, и страха как такового не было», — рассказывает Егор Маркин.
С самого начала своего врачевания он испытывает гордость за каждую проведённую операцию. Теперь молодой врач поставил себе цель полностью освоить большие полостные операции.