Свердловский онколог рассказал в День борьбы против рака о том, излечима ли злокачественная опухоль и как её предотвратить

7385
6 минут
Свердловский онколог рассказал в День борьбы против рака о том, излечима ли злокачественная опухоль и как её предотвратить

Региональный центр медиакоммуникаций в сфере здравоохранения Свердловской области

Ежегодно 4 февраля отмечается День борьбы против рака. На Урале риск столкнуться с опасным новообразованием есть у каждого. Но благодаря достижениям свердловской медицины в рамках национального проекта «Здравоохранение» в нашем регионе качественно выстроена система лечения онкологических заболеваний: хирурги избавляют пациентов от рака различных локализаций, применяются самые современные методики контроля развития новообразований. Каким видам опухолей наиболее подвержены уральцы, можно ли излечить рак и какие существуют методики терапии, рассказал заместитель министра здравоохранения Свердловской области, главный внештатный специалист–онколог Денис Демидов.

 

Денис Александрович, какова доля раковых опухолей в общей структуре заболеваний?

– Традиционно онкологические заболевания во всём мире, в том числе и у нас, занимают второе место по распространённости после заболеваний сердечно-сосудистой системы, инфарктов и инсультов.

 

Есть ли какие-то особенности таких заболеваний у жителей Урала и какую роль в появлении раковых опухолей играет наследственность?

– Урал — промышленный край, где сконцентрировано большое количество объектов добычи полезных ископаемых, обработки цветных и тяжёлых металлов. У нас картина сходна с заболеваемостью в таких же промышленных регионах. В структуре заболеваемости у мужчин первое место по частоте занимает рак лёгкого, у женщин — рак молочной железы. Кроме того, как и во всей стране, широко распространены опухоли толстой кишки и прямой кишки.

 

Какие виды онкопатологий наиболее опасны?

– Наиболее опасны, к сожалению, именно редкие виды онкопатологий, потому что они встречаются нечасто, по ним нет устойчивой онконасторожённости. Но есть заболевания, по которым активно реализуются программы скрининга, например, рак молочной железы. В этой сфере у нас имеется обширная база знаний, поэтому свердловчанкам достаточно регулярно проходить маммографию и посещать врача. Для профилактики опухоли толстого кишечника следует ежегодно делать тест кала на скрытую кровь. Если возникают подозрения на наличие патологии, дополнительно можно пройти процедуру фиброколоноскопии. Снизить риски развития опухолей шейки матки позволяет системное посещение гинеколога.

 

На возможность появления таких заболеваний могут повлиять пол, возраст, профессия?

– Если мы говорим о гендерной принадлежности, то для женщин характерны опухоли молочной железы, для мужчин — опухоли предстательной железы. К сожалению, из нашей жизни до конца не исключён фактор курения, поэтому мужчины больше подвержены развитию опухолей лёгкого, так как они являются более активными курильщиками. Чем дольше человек курит, тем больше вероятность усугубления факторов риска. Проявление части заболеваний более характерно для пациентов старшего возраста, например, это касается опухолей толстого кишечника. Кроме того, этот тип онкологии непосредственно связан с питанием, образом жизни, наследственной предрасположенностью.

 

Какие врачи занимаются лечением рака? Достаточно ли их в Свердловской области? И в каких учреждениях можно получить помощь?

– Головным учреждением, нашим флагманом, нашей гордостью является Свердловский областной онкологический диспансер. Здесь реализованы практически все современные технологии, работают высококвалифицированные врачи. Следует также отметить, что большое внимание мы уделяем не только профильным учреждениям, которые занимаются лечением онкопатологий. Очень большую роль мы отводим профилактике и ранней диагностике, потому что заболевания, выявленные на первой и на четвертой стадии, — это два абсолютно разных состояния, и технологии, подходы к лечению здесь также разнятся. Именно в первичном звене, центрах амбулаторной онкологической помощи происходит ранняя диагностика.

 

Денис Александрович, как в целом устроена система оказания помощи пациентам с новообразованиями?

– Система оказания помощи трёхуровневая. Свердловская область является уникальной, поскольку мы децентрализовали проведение химиотерапии и лекарственной терапии, приблизив её к месту проживания пациентов. Однако высокотехнологичные, сложные операции, лучевую терапию проводим в областном онкологическом диспансере. Также благодаря реализации программы льготного лекарственного обеспечения мы имеем возможность снабдить пациентов необходимыми препаратами. Получив лекарство, можно принимать его дома по рекомендованной схеме под контролем местного врача.

 

Существуют ли специальные программы профилактики онкологических заболеваний в Свердловской области?

– Да, конечно, они существуют и направлены на профилактику развития предраковых заболеваний. Надо сказать, что те, кто не занимается предраком, никогда не победят онкологические заболевания. Важно следить за своим здоровьем и обращать внимание на всё, что может быть связано с его нарушением. Существуют скрининговые программы, которые позволяют выявлять бессимптомные онкологические заболевания. Скрининг — это обнаружение невидимого процесса, не имеющего клинической манифестации. Для женщин после 40 лет в целях профилактики развития опухоли молочной железы нужно выполнять маммографию раз в два года. Для мужчин мерой профилактики рака предстательной железы является определение уровня простатспецифического антигена.

 

Стоит ли заниматься самолечением раковых опухолей?

– Борьба с новообразованиями тем эффективнее, чем меньше упущено времени с момента старта процесса. Время — это самое драгоценное, что есть у пациента, когда установлен онкологический диагноз. Важно осознать, что у каждого человека с раковой опухолью есть шанс, причём очень хороший, вылечиться, жить дальше полноценной жизнью. Но для этого нужно сразу же обратиться к специалисту и чётко выполнять его рекомендации. А самолечение, к сожалению, этому не способствует, и в результате теряется время.

 

Денис Александрович, рак — это всегда операция, или его можно лечить консервативно?

– Злокачественные новообразования с каждым годом становятся всё более и более изученными. Хирургия — один из возможных этапов лечения, но сейчас в своём арсенале мы имеем высокоэффективную лучевую терапию, высокоточную, высокоэффективную лекарственную терапию, неинвазивные технологии. Например, с помощью фиброколоноскопии удаляем полипы, а это эндоскопическая манипуляция, которая позволяет просто убрать образование и тем самым либо удалить опухоль на ранней стадии, либо вообще предотвратить развитие рака из предрака. Что касается технологий оперативных вмешательств, то они с каждым годом становятся менее и менее травматичными, более высокоточными. Снижается время нахождения в стационаре, периоды восстановления. Кроме того, наши врачи умеют качественно комбинировать методы лечения и выбирать тот, который необходим конкретному человеку.

 

Всегда при онкологии человек утрачивает работоспособность?

– Мы стремимся не вырывать пациента из социума, ведь ему действительно необходимо оставаться в коллективе, ходить на работу. На какие-то периодические манипуляции, процедуры, конечно, придётся потратить определенное время, но по большей части все методы, которые сейчас у нас есть, не снижают трудоспособности. Работа, профессиональная состоятельность — неотъемлемая и очень значимая часть жизни каждого человека.

 

Как изменить свой образ жизни после успешного лечения, чтобы не было рецидивов?

– Пациенту нужно находиться на диспансерном наблюдении, проходить необходимые обследования. Самое важное — исключить факторы, которые повлияли на развитие опухолевого процесса. При каждой локализации врач-онколог составляет индивидуальную персональную программу наблюдения, прописывает сроки контрольной диагностики, кратность и периоды. Чаще всего пациенты очень привержены тому, чтобы проходить обследования.

 

А насколько важна психологическая поддержка пациентам с онкопатологией?

– Рак — это не инфекционное заболевание, его не нужно стыдиться, утаивать от окружающих. Принятие диагноза у близких — это естественный эволюционный процесс. Мы прекрасно понимаем, что от этого никто не застрахован. Профессиональное сопровождение психолога может помочь пациенту выработать эмоциональную устойчивость в процессе терапии, мобилизовать ресурсы для борьбы с заболеванием, но наиболее тёплую психологическую поддержку пациент, конечно же, получает от своих близких.

Разработано в АЛЬФА Системс