Из недр черепной коробки: интервью психиатра о причинах выбора профессии, тёмных сторонах человеческой души и рисках профдеформации

367
3 минуты
Из недр черепной коробки: интервью психиатра о причинах выбора профессии, тёмных сторонах человеческой души и рисках профдеформации

ЕЩЕ БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСНОГО И ПОЛЕЗНОГО В НАШЕМ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛЕ «Здоровье уральцев» https://t.me/minzdravso

ПОДПИСЫВАЙСЯ!

Психиатрическая больница №6, Екатеринбург, Екатерина Красноперова

Психиатрия — одна из самых загадочных и сложных медицинских специальностей. Мало кто задумывается о том, что движет врачами-психиатрами при выборе этой непростой профессии, какие трудности они испытывают в своей работе и как справляются с эмоциональными нагрузками. Сегодня в рамках нацпроекта «Здравоохранение» заглянуть за кулисы психиатрической практики нам поможет один из ведущих специалистов в области ментального здоровья, врач-психиатр, психотерапевт, нарколог, заместитель главного врача по медицинской части Психиатрической больницы №6 Елена Дунаева.

 

– Елена Юрьевна, расскажите, как вы пришли к решению стать психиатром? Что повлияло на ваш выбор?

– На самом деле выбор профессии врача для меня был очевиден с детства. Я родилась в семье, где десять человек связали себя с медициной, в том числе и я. Выбор специальности психиатра связан с гениальными преподавателями кафедры психиатрии в Уральском государственном медицинском институте: профессором Б.А. Трифоновым, к.м.н. Б.А. Успенским и В.М. Зубаревым. В дальнейшем мне также везло на учителей и наставников — моим преподавателем была Заслуженный врач РФ И.М. Ковалевская, которая многому меня научила, в том числе работать «с душой и на совесть».

 

– Страшно ли было начинать свой путь в психиатрии?

– В 1990 году я начала работать врачом-психиатром. Поначалу было тяжело — задач очень много, хотелось разобраться, всё понять и успеть прямо сейчас. Некоторые коллеги говорили, что нельзя с головой уходить в работу, но перед глазами были примеры настоящих специалистов, которые говорили, что «больница — это их жизнь». Так сложилось и у меня.

 

– Вы сталкиваетесь с самыми разными пациентами, многие из которых имеют серьёзные психические расстройства. Есть ли такие случаи, которые особенно запомнились вам?

– Да, конечно. Каждый случай уникален, и каждый человек имеет свою историю, но некоторые действительно надолго остаются в памяти. Например, одна бабушка при поступлении в нашу больницу называла только свою фамилию. Информации более никакой не было, в списках пропавших по области она не числилась. Поиски продолжались несколько лет, а в итоге найти место жительства этой женщины мне помогла другая пациентка — она представляла себя врачом и ежедневно опрашивала бабушку, записывая её ответы. Проанализировав записи, я увидела некий адрес, из интереса решила туда позвонить и с радостью обнаружила, что адрес оказался верным: на том конце провода были родственники потерявшейся бабули, которые безуспешно пытались найти её. Счастливы были и они, и я, когда спустя пять лет пациентка всё-таки вернулась к себе домой, в Пензенскую область.

 

– Работая с такими сложными случаями, специалист рискует сам получить проблемы с психическим здоровьем?

– Этот вопрос очень актуальный. Действительно, профессия психиатра связана с высокими эмоциональными нагрузками. Мы постоянно сталкиваемся с болью, страхом, отчаянием наших пациентов. Лекарства, к сожалению, не действуют молниеносно, порой необходимы месяцы, чтобы увидеть результат своей работы, а в ожидании появляется ощущение собственной бесполезности.

 

– Какие меры вы предпринимаете, чтобы сохранить собственное ментальное здоровье?

– Важно понимать, что помощь другим начинается с заботы о себе. С годами многое осознаётся и переосмысливается. Я научилась планировать своё время, научилась ждать, контролировать свои эмоции, и не только во время работы. Важно уметь переключиться с профессиональных задач на отдых. Общение с близкими и друзьями, любимое хобби, прогулки — всё это спасает от выгорания.

Разработано в АЛЬФА Системс