Психиатрическая больница №3, Татьяна Белоусова
Подсчёт калорий — модная тенденция, которой сегодня увлечены многие стремящиеся к стройности женщины и мужчины. Однако при чрезмерном фанатизме можно досчитаться до такого состояния, когда понадобится помощь психиатра. Где пролегает грань между здоровым стремлением к нормализации массы тела и болезненным отношением к еде, рассказала врач-психиатр Психиатрической больницы №3 Елена Бесараб.
«Расстройства пищевого поведения составляют значительную часть психических расстройств. Они могут быть эпизодическими, например, если вы раз в год перед отпуском решаете неделю «посидеть» на гречке. Такое кратковременное ограничение рациона не принесёт особой пользы, но и вреда тоже не будет. Однако если вы решили перейти на гречку на несколько месяцев, чтобы похудеть на какое-то количество килограммов, субъективно считая себя полным, то можно говорить о патологическом нарушении, или нервной анорексии», — говорит Елена Бесараб.
Медики знают: даже при очевидном для окружающих дефиците массы тела вплоть до анорексии человек порой имеет бредовые идеи относительно своей внешности. Он видит жир там, где его нет. Возникает страх приёма пищи, затем нарушается схема тела, у женщин происходит сбой менструального цикла. На первой стадии анорексии (дисморфофобической) ещё можно поправить дело с помощью психотерапевта. На второй стадии (дисморфоманической) потребуется помощь психиатра. На третьей (кахексической) поможет только чудо, поскольку большинство органов и систем будут безвозвратно разрушены.
«Есть и обратный сценарий — патологическое переедание. Когда человек себя не контролирует, речь идёт о булимии. Это приступы переедания, сопровождающиеся очистительными ритуалами: вызовом рвоты, приёмом слабительных средств. Важно разграничивать ситуативное переедание, которое не сопровождается выраженным дискомфортом и происходит, к примеру, раз в полгода по праздникам, и булимию. При булимии фиксируется не менее двух приступов за неделю, и продолжается такая картина от трёх месяцев», — отмечает доктор.
По опыту Елены Бесараб, расстройства пищевого поведения чаще встречаются у женщин. Психиатр отмечает, что в острых психиатрических отделениях нервная анорексия у мужчин — симптом основного, более серьёзного заболевания, например, шизофрении.
«Сейчас модно быть худым. В результате многие люди начинают увлекаться различными методиками похудения, от монодиет до полного отказа от пищи, от изнурительных физических нагрузок до приёма препаратов, которые изначально предназначены для лечения тяжёлых форм диабета и отнюдь не безобидны для здорового человека. Гармоничное пищевое поведение в отличие от дисгармоничного чётко определяет значимость и роль еды в нашей жизни: её не стоит ни преувеличивать, ни преуменьшать», — подчёркивает Елена Бесараб.
Еда — не просто источник калорий. В приёме пищи немаловажную роль играют эстетический компонент, общение и ритуализация (воскресные семейные обеды, пасхальные куличи, масленичные блины, торт на день рождения). Но при этом еду нередко используют как наказание, когда говорят ребёнку, что пока он не съест всё, из-за стола не выйдет. Еда может замещать недостаточные эмоции, когда в качестве реакции на любое негативное событие мать бежит быстрее накормить ребёнка, а в дальнейшем у него не формируется различий между эмоциями и чувством голода.
«Если тема потребления калорий начинает слишком часто беспокоить человека, если она занимает значительную часть его времени, если в жизни нет большего удовольствия, чем созерцание стрелки на весах, стремящейся к минимуму, то настала пора обратиться к психотерапевту. Диетолог в этом случае будет вторым специалистом для посещения. Психотерапия не только корректирует отношение к приёму пищи, но, в первую очередь, она нормализует самооценку, даёт человеку уверенность, формирует образ своего «я», нормализует личные границы», — добавила врач.
Отметим, что в Психиатрической больнице №3 имеется целый спектр поддерживающих направлений в психиатрии и психотерапии. Для родственников пациентов проводятся бесплатные групповые психообразовательные занятия, на которых клинические психологи объясняют природу заболеваний, модели поведения при взаимодействии с человеком, имеющим расстройство психики.