Региональный центр медиакоммуникаций
Рак лёгких на Среднем Урале ежегодно диагностируют примерно у 1,8 тысячи человек. Что важно знать об этом опасном для жизни заболевании и возможно ли его предотвратить, рассказал заведующий торакальным отделением Свердловского областного онкологического диспансера Максим Руденко.
– Максим Сергеевич, в чём особенность онкозаболеваний лёгких?
– Во-первых, рак лёгких — одно из немногих онкологических заболеваний, происхождение которого доказано — это табакокурение. Продукты горения негативно воздействуют на слизистую бронхиального дерева, вызывая злокачественные новообразования, поэтому наши основные пациенты — мужчины старше 50 лет с многолетним стажем курения. Второй момент: рак лёгких имеет внутреннюю локализацию и никак себя не проявляет на ранних стадиях. Третий фактор риска заключается в том, что курильщики, как правило, легкомысленно относятся к собственному здоровью и не спешат обследоваться. В сумме это приводит к тому, что человек поздно обращается за помощью, когда опухоль уже агрессивно развивается. При этом отмечу, что на ранней стадии такой рак можно было бы вылечить.
– Значит, это заболевание курильщиков, все остальные могут жить спокойно?
– Курение — основная причина заболевания. Но есть и другие факторы риска, о которых нужно помнить и контролировать их. Например, хронические заболевания лёгких (ХОБЛ, туберкулёз). Даже если человек не курит, но в его лёгких годами присутствуют участки воспаления, — это опасно, нужно обследоваться чаще. Если человек работает на вредном производстве, если в анамнезе его родственников есть такое заболевание, если пациент подвергся радиоактивному излучению — всё это основания для пристального медицинского наблюдения на предмет злокачественных новообразований лёгких.
– Быстро ли развивается заболевание?
– По-разному. У кого-то опухоль растёт годами, а иногда процесс протекает достаточно быстро. Но можно сказать точно, что такое онкологическое заболевание развивается не за пару месяцев. Перед тем, как возникнет рак лёгких, должны произойти определенные структурные изменения на слизистой, поэтому всегда есть время обследоваться и увидеть эти изменения, начать лечение, выявить опасность на ранней стадии. Сегодня для этого есть все современные технологии и клинический опыт врачей.
– Какие обследования нужно регулярно проходить?
– В нашей стране существует практика ежегодной флюорографии. Это простое, доступное исследование нужно проходить всем один раз в год. Флюорография помогает диагностировать туберкулёз и периферические опухоли в грудной клетке. В первом случае пациент будет знать, что ему требуется лечение и он потенциально попадёт в группу риска по онкологии лёгких. Во втором случае можно быстро начать лечение опухоли и сохранить жизнь пациента.
– Только флюорографии достаточно?
– Нет, так однозначно сказать нельзя. Достаточно, чтобы наблюдать за состоянием здоровья тех, кто не относится к группам риска, не имеет никакой тревожной симптоматики. Если что-то поменялось, врача что-то настораживает — для таких случаев есть комплекс дополнительных исследований, к которым относятся рентген грудной клетки и низкодозовая компьютерная томография. Рентген лучше выявляет центральные опухоли, а КТ может в 95% случаев подтвердить или опровергнуть наличие рака лёгких. Но оба исследования нецелесообразно проводить без сопутствующей клинической картины и консультации врача, поэтому самостоятельно очень важно контролировать именно флюорографические исследования, не забывать о них ежегодно, консультироваться у врача, не пытаться трактовать результаты самостоятельно. Это не занимает много времени, но спасает многим людям жизнь.
– Вы сказали о настораживающей симптоматике. Что это?
– На ранних стадиях рак лёгких протекает бессимптомно. Это значит, что у заболевания нет специфических симптомов. К неспецифическим проявлениям относятся снижение веса или повышение температуры тела без явной причины, кровохарканье, одышка, одутловатость лица, боли в грудной клетке. Даже при наличии такой картины нельзя поставить онкологический диагноз, но это веская причина для скорейшего обращения к врачу и дополнительных обследований.
– Сейчас многие стремятся сдавать онкомаркеры. Это можно делать, чтобы выявить рак лёгких?
– Нет. Онкомаркеров на рак лёгких пока не существует.
– Как сегодня лечат рак лёгких, если всё-таки заболевание диагностировали?
– Довольно успешно. За последние годы наука шагнула далеко вперёд, и у врачей появились эффективные методы лечения такой патологии. Самым радикальным методом лечения в нашей системе здравоохранения по-прежнему остаётся хирургический, но теперь мы отказались от больших разрезов и такие же операции делаем малоинвазивно — через маленькие проколы. Это легче для пациентов, они быстрее восстанавливаются. Если есть сопутствующие заболевания, и человек к операции не готов, тогда мы прибегаем к радиотерапии. Третий вариант — лекарственная терапия, этот способ лечения в последние годы получил самое большое развитие. Химиопрепараты улучшены, развиваются таргетная и иммунотерапия. До начала такого лечения мы проводим генетический анализ опухоли и под неё подбираем препарат, который позволяет мощно воздействовать на конкретные злокачественные клетки. Но есть важное условие успеха борьбы с недугом: чем раньше заболевание выявлено, тем выше вероятность полного избавления от болезни.
– В заключение, Максим Сергеевич, давайте озвучим формулу здоровья от врача-онколога.
– Наши пациенты должны знать, что врачи владеют достаточным набором инструментов и знаний для успешного лечения. Но специалистам нужно немного помочь — следить за собственным здоровьем, регулярно обследоваться и не разрушать организм курением или алкоголем. Тогда всё будет в порядке, и вероятность возникновения даже такого опасного вида рака мы точно снизим до ничтожно малых показателей.