Уральский психиатр рассказал свердловчанам, как отличить педантичность от расстройства психики и где получить профессиональную помощь

9306
6 минут
Уральский психиатр рассказал свердловчанам, как отличить педантичность от расстройства психики и где получить профессиональную помощь

Свердловская областная клиническая психиатрическая больница, Гульнара Таванчева

Многие наблюдали в поведении окружающих или в собственных привычках примеры педантичности, граничащей с навязчивым состоянием. Если вы ловите себя на том, что протираете каждую поверхность, прежде чем к ней прикоснуться, несколько раз подряд проверяете, отключены ли электроприборы от сети, ежеминутно моете руки или маркируете предметы по цветам, впору задуматься о таком состоянии, как обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР). Врач-психиатр, психотерапевт, заведующий отделением неврозов клиники неврозов «Сосновый бор» Андрей Канищев рассказал о самых удивительных историях пациентов с ОКР и о методах, которые помогают справиться с этим состоянием.

– Андрей Владимирович, что скрывается за таким термином, как обсессивно-компульсивное расстройство?

– Обсессии — это навязчивые и повторяющиеся мысли, идеи или образы, которые вызывают тревогу или беспокойство. Например, нозофобия (страх заражения), страх сумасшествия, инфарктофобия, кардиофобия, агорафобия (боязнь открытых пространств), клаустрофобия (боязнь замкнутых пространств). Компульсии — это повторяющиеся действия, которые человек с ОКР совершает в ответ на свои обсессивные мысли: частое мытьё рук или использование дезинфицирующих средств; неоднократная проверка замков, электроприборов; упорядочивание предметов по определённому признаку или маркировка их по цветам; частые молитвы, счёт чисел, повторение слов и другие. Такие действия приобретают характер ритуалов для предотвращения мнимой «катастрофы», в результате чего человек старается, к примеру, не наступать на треснувшие плитки, перешагивать через чётные ступеньки и так далее.

– Но ведь недавняя пандемия научила каждого из нас часто мыть руки! А о том, что электроприборы перед уходом нужно отключать от сети, знает каждый ребёнок. Как в таком случае отличить ОКР от здорового стремления к гигиене и к безопасности, от педантичности, перфекционизма?

– Педантичные люди, как и перфекционисты, обычно осознают своё стремление к совершенству и контролируют собственное поведение. ОКР характеризуется тем, что навязчивые мысли и/или действия испытываются как вынужденные и несвободно выбираемые. Люди с ОКР могут испытывать бесконечную потребность в повторении каких-либо действий, несмотря на их иррациональность. У меня была пациентка, для которой было важно соблюдать определённый порядок в быту, что серьёзно повлияло на её отношения со второй половинкой. Но в ситуации выбора между порядком на столе и любимым человеком она предпочла отношения. Человеку с диагнозом «обсессивно-компульсивное расстройство» такое не под силу.

– Иными словами, до тех пор, пока привычка к определённым действиям не мешает нам жить, она является нормой?

– Одним из главных критериев патологии является степень её негативного влияния на жизнь человека. Мы анализируем, насколько заболевание социально дезадаптирует пациента, исследуем степень выраженности проблемы, интенсивность, частоту возобновления, длительность. Одна из наиболее устойчивых черт обсессивных людей — навязчивые сомнения по любому поводу. Порой они не верят своим глазам, ушам, не верят ничему, кроме собственных сомнений: если пациент с ОКР стоит рядом с дверью, которую на его глазах 10 раз закрыли, и он удостоверился в этом, всё равно у него появляются сомнения в том, что дверь закрыта. Он снова и снова будет проверять это, а в ответ на попытку оторвать его от этого занятия станет агрессивным. С такими реакциями жить, согласитесь, непросто.

– А как отличить ОКР от других психических расстройств, ещё более серьёзных?

– Действительно, бывает некая схожесть в симптоматике. Случается, что в другое заболевание «встроена» обсессия, например, при вялотекущей шизофрении или при ананкастном расстройстве личности, которое характеризуется повышенной тревожностью, мнительностью. Для дифференциации патологии мы оцениваем степень критичности человека по отношению к его мыслям. При ОКР пациент воспринимает их как собственные, а не чуждые, принесённые извне, что свойственно шизофрении.

– Что вызывает обсессивно-компульсивное расстройство? Можно ли как-то профилактировать его?

– Это расстройство вызывает генетический фактор: по статистике, у 20-25% пациентов с ОКР родители имели аналогичный диагноз. Врождённые или приобретённые повреждения головного мозга, полученные в результате инфаркта головного мозга, сосудистых поражений и так далее, могут вызвать появление симптомов ОКР. Также расстройство провоцируют повышенная тревожность, стресс, острый психотравмирующий фактор: пережив внештатную ситуацию на борту самолёта, некоторые люди стараются больше не летать. Модель поведения в семье тоже играет роль. Например, человек, который навязчиво переживает из-за электроприборов или водопроводного крана, опасаясь спровоцировать пожар или затопить соседей, мог быть в детстве объектом жёсткого «пуританского» воспитания с легализацией наказаний и манипулированием виной. В таких случаях профилактикой развития психического расстройства является обращение к специалисту при появлении первых тревожных признаков, выбор семейной психотерапии и проработка системы отношений между близкими.

– В каком возрасте нежелательные симптомы могут проявить себя?

– «Дебют» симптомов ОКР приходится на 10-15 лет. Они могут присутствовать и раньше, но в это время дети недостаточно критичны к ним, воспринимают их как нечто само собой разумеющееся и крайне редко фиксируют на проблеме внимание родителей. Соответственно, за помощью к специалисту пациенты обращаются в более старшем возрасте, когда близкие, окружающие уже распознают те или иные настораживающие «знаки».

– Какие необычные проявления ОКР вы встречали в своей практике?

– У меня был пациент с навязчивым страхом заражения смертоносными микробами, который намывал руки изо дня в день до набухания кожи. Ещё один молодой человек постоянно ходил в перчатках и прикасался к предметам только после определённого «ритуала», который был настолько долгим, что пациент забывал, зачем, собственно говоря, он сюда пришёл.

Один из ярких и тяжёлых случаев связан с молодым, преуспевающим человеком, которого увлечённая эзотерикой мама с 12 лет возила на различные семинары и внушала мысль о том, что «наши помыслы должны быть чисты». Во что это вылилось? На протяжении длительного времени он «отсеивал» хорошие мысли от плохих. Разумеется, «грязные» мысли всё равно появлялись, и дальше пациент занимался их нейтрализацией. Но пока боролся с одними мыслями, накапливались другие, в результате человек был парализован своим страхом — он часами сидел и выполнял эти ритуалы, что, разумеется, негативно сказывалось на его работе, взаимоотношениях с окружающими и так далее. Теперь благодаря лечению состояние этого пациента значительно улучшилось; проблемы иногда возобновляются, но он знает, что с ними делать.

– То есть ОКР можно лечить?

– Конечно. Улучшению состояния способствует грамотно подобранное специалистами профильных учреждений здравоохранения сочетание медикаментов, в том числе противотревожных препаратов, и психотерапии, которая направлена на изменение мыслей, поведения, разрешение эмоциональных проблем, связанных с ОКР.

Если в какой-то момент вы ловите себя на мысли, что симптомы, похожие на обсессивно-компульсивное расстройство, начинают мешать вам жить, самый доступный вариант помощи — обратиться к участковому врачу-психиатру в местную поликлинику. В качестве экстренной помощи при тревожных, депрессивных состояниях можно позвонить специалистам областного круглосуточного анонимного телефона доверия и психологической помощи по номеру 8-800-300-11-00. Также востребован телефон психологической помощи для детей, подростков и родителей 8-800-300-83-83. Все звонки, в том числе междугородние в пределах Свердловской области, бесплатны.

Также уральцам могут помочь специалисты клиники неврозов «Сосновый бор», в которой комплексно подходят к лечению подобных расстройств: по показаниям врачи проводят необходимые для диагностики и назначения лечения лабораторные и инструментальные исследования, а по результатам обследования применяют сочетание медикаментозной терапии в той степени, в которой она необходима, и психотерапевтических методов лечения.

Разработано в АЛЬФА Системс