Уральский психиатр рассказал жителям Свердловской области об опасности постковидной депрессии и способах её лечения

10417
6 минут
Уральский психиатр рассказал жителям Свердловской области об опасности постковидной депрессии и способах её лечения

Свердловская областная клиническая психиатрическая больница, Гульнара Таванчева


После пандемии новой коронавирусной инфекции уральские медики зафиксировали рост числа обращений пациентов с расстройствами настроения, в том числе с такими серьёзными, как депрессия. Для этого состояния характерно ухудшение настроения, апатия, снижение интереса к обычным занятиям, бессонница, трудности с концентрацией, памятью, ухудшение качества жизни. Врач-психиатр, заместитель главного врача Свердловской областной клинической психиатрической больницы, к.м.н. Инна Паунович рассказала об основных симптомах постковидной депрессии и факторах риска, а также озвучила рекомендации для тех, кто столкнулся с этой проблемой.

– Инна Михайловна, как часто уральцы обращаются к врачам за помощью при депрессивных расстройствах?

– В Свердловской области в 2022 году общее число зарегистрированных случаев аффективных расстройств (это расстройства настроения, включая депрессию) увеличилось на 11,6% по сравнению с 2021 годом. Что касается первично выявленных случаев, то отмечу увеличение на 20,3% в том же периоде.

– Каковы основные симптомы и признаки постковидной депрессии и чем она отличается от обычной депрессии?

– Постковидной депрессией называют аффективное расстройство, которое развилось в течение полугода после перенесённой новой коронавирусной инфекции. Клиническими особенностями являются астения (постоянное ощущение слабости, повышенная утомляемость); апатия, отсутствие интереса к окружающему, ощущение бессмысленности жизни; нарушения сна (трудности засыпания, ночные и ранние пробуждения, дневная сонливость); забывчивость, рассеянность, неспособность концентрироваться; тревога, суицидальные настроения. Кроме того, присутствуют такие симптомы, как потливость, повышенное сердцебиение, колебания артериального давления, связанные с последствиями поражения вирусом различных систем организма.

– Какие факторы могут способствовать развитию постковидной депрессии?

– Это целый комплекс факторов, который включает тяжёлое течение коронавирусной инфекции; нахождение на стационарном лечении, в том числе в отделении интенсивной терапии и реанимации; молодой возраст; женский пол; наличие тяжёлых хронических заболеваний на момент заболевания коронавирусной инфекцией; наличие психического расстройства в анамнезе; злоупотребление алкоголем, систематические нарушения сна, дополнительные стрессовые факторы.

Постковидная депрессия грозит только людям, которые сами перенесли COVID-19?

– К сожалению, нет. Одно из самых свежих исследований свидетельствует о том, что среди пациентов с постковидной депрессией примерно равное число тех, кто перенёс это заболевание, и тех, кто прошёл пандемию, не заболев. Сказались факторы изоляции, потери работы, угроза финансовой нестабильности, потеря близких вследствие коронавирусной инфекции, страх заразиться и умереть самому, не всегда корректная подача информации о пандемии в СМИ.

Отмечу, что у тех, кто переболел COVID-19, наблюдается не только депрессия, но и тревожные расстройства, нарушения сна, когнитивное снижение различной степени выраженности и продолжительности.

По нашим собственным наблюдениям, наиболее негативно сказалась пандемия на психическом здоровье пожилых людей. У многих вследствие перенесённого заболевания наблюдалась, в том числе, и деменция. Пострадало здоровье тех, кто не переболел сам. Например, у пожилого человека до пандемии имелись лёгкие нарушения памяти и внимания, но он вёл активный образ жизни, выходил в магазины, общался с детьми и внуками, самостоятельно ездил на садовый участок и работал там. В период пандемии пенсионер добросовестно соблюдал изоляцию, практически не выходил из квартиры в течение года, двигался мало, продукты или готовая еда ему доставлялись на дом, в общественном транспорте он не ездил, с родственниками не общался. После прекращения изоляции такие пожилые люди оказывались растерянными, несостоятельными в быту, неспособными более планировать самостоятельную жизнь, путались в именах внуков, у них усугублялись нарушения памяти, ухудшалась ориентировка в текущем времени, а в ряде случаев диагностировалась деменция.

– Какое лечение обычно назначается пациентам с постковидной депрессией?

– Прежде всего, очень важно понимать, что депрессия, в том числе постковидная, –– это не миф, не завуалированный под сложный диагноз женский каприз и тому подобные манипулятивные техники. Это действительно заболевание, которое сопровождается высокими рисками для жизни человека и требует лечения при участии квалифицированных специалистов. Мы, как правило, назначаем препараты из группы антидепрессантов, при выраженной тревоге — курсы противотревожных препаратов. Поскольку коронавирус поражает центральную нервную систему, то возможно применение нейрометаболической терапии. Очень важна адекватная терапия сопутствующей соматической патологии, в том числе и непосредственно последствий перенесённой коронавирусной инфекции.

Сочетание медикаментозного лечения с психотерапией даёт возможность индивидуализировать подход к каждому пациенту и его уникальным потребностям. Некоторым может потребоваться большая поддержка медикаментозной терапией, другим больше поможет психотерапия, а для некоторых оптимальным решением будет комбинированное лечение. Это позволяет более эффективно лечить депрессию в каждом конкретном случае.

– Существуют ли рекомендации по сохранению психического здоровья для людей, переживших COVID-19?

– Первое и самое важное, повторюсь, — обратиться за медицинской помощью, не теряя драгоценного времени. Это относится как к самим пациентам, которые порой склонны «запускать» своё состояние до стадии отсутствия личной воли, так и к их близким, которые должны обратить внимание на изменения в поведении родственника и вовремя отвести его к врачу.

Помимо квалифицированной медицинской помощи, человеку необходимо подвергнуть «ревизии» свой образ жизни. Особенно важно соблюдение режима сна, поскольку структура сна очень меняется после новой коронавирусной инфекции, поэтому важно выработать и поддерживать нормальный режим.

Не стоит переоценивать свои силы в плане работоспособности: как правило, быстро преодолеть симптомы слабости, повышенной утомляемости и вернуться к прежней интенсивности деятельности не получится. К этому надо быть готовым и повышать нагрузку постепенно. Это же касается и физической активности.

Важно прекратить или хотя бы ограничить употребление алкогольных напитков и курение.

Полезно найти тот вид деятельности, который является источником положительных эмоций, т.е. ресурс, к которому всегда можно обратиться. Самое доступное — общение с близкими людьми, созерцание природы, общение с домашними животными.

Многие во время пандемии столкнулись с преждевременной смертью своих близких и при этом сами болели, поэтому не могли в полной мере пережить и принять утрату. Может сохраняться страх заразиться COVID-19 или другими инфекционными заболеваниями, а также связанные с ним поведенческие стереотипы (например, частое мытьё рук, обработка предметов антисептиком и так далее). В таких случаях тоже лучше обратиться за помощью к психологу или психотерапевту.

Необходимо следить за своим физическим здоровьем и при необходимости обращаться за медицинской помощью, поскольку некоторые соматические заболевания могут вызывать психические расстройства.

– Какие ресурсы и поддержка доступны людям, страдающим от постковидной депрессии?

– Самый доступный вариант — обратиться к участковому врачу-психиатру в местную поликлинику. В качестве экстренной помощи можно позвонить специалистам областного круглосуточного анонимного телефона доверия и психологической помощи по номеру 8-800-300-11-00. Также востребован телефон психологической помощи для детей, подростков и родителей 8-800-300-83-83. Все звонки, в том числе междугородние в пределах Свердловской области, бесплатны.

Также при депрессии могут помочь врачи клиники неврозов «Сосновый бор», в которой специалисты комплексно подходят к лечению депрессии: по программе ОМС по показаниям проводятся необходимые для диагностики и назначения лечения лабораторные и инструментальные исследования, а по результатам обследования применяется сочетание медикаментозной терапии в той степени, в которой она необходима, и психотерапевтических методов.

Разработано в АЛЬФА Системс